Freud 2 апреля 2008 |
Уважаемые дамы и господа экологи помогите пож-та советом! Давно хотел получить экологическое образование, а после того, как поработал в брит-канадской консалтинговой фирме (правда, переводчиком ) рядом с тамошними экологами, надумал пойти учиться на второе высшее в России (хотел там же -в Канаде, но было много но). Потерял n-ое кол-во времени, чтобы в Инете "наковырять" информацию по сущ. экологическим специальностям в России, ВУЗам, второму высшему и должностным функциям, сферам работы экологов и проч (спбо сайту - многое подчерпнул), но многое остается непонятным. Выписал около 8и экологических специальностей, но не понял их отличий и какую выбрать, из основных это: Экология, Экология и Природопользование, Природопользование, Геоэкология, Охр окруж среды и рацион использов природных ресурсов, Инженерная защита окр среды (особенно интересует информация по последней спец-и). Подскажите пож-та реальные отличия в образовании ( по профилирующим дисциплинам?) Интересно, что на одни и те же спец-и в разных ВУЗах сущ-т разные вступительные испытания (география, биология, химия, физика, математика). Готовят ли эти приведенные выше спец-ти к разным сферам работы эколога? Или образование не делает большой разницы, но знание получаешь на практике? В каких ВУЗах лучше (где есть сильная школа) готовят экологов (сам пока в Краснодаре, но, в принципе, рассматриваю С.Петербург и Москву)? Пока сложилось впечатление (из звонков и переписки), что в некоторых ВУЗах кафедры экологии образовались как бы по приказу свыше, прилепив наспех к существующим специальностям типа приборостроения и др, извините, если заблуждаюсь. Оч не хочется попасть на такую кафедру Стоит ли рассматривать возможность проф переподготовки (например курсы Института Прикладной Экологии в Питере и МГУ, Московский институт «МИКХиС» и центр «Экологического менеджмента и планирования территориального развития» НИиПИ экологии города в Москве) способна ли переподготовка дать конкурентноспос знания или отдать предпочтение второму высшему? Однако не хочется быть вечным студентом))) Заранее спасибо за ваши советы и ваше потраченное время)))) и прошу прощения, что вопросы общего характера |
Sibiriya 3 апреля 2008 |
Много я Вам не подскажу, так, для информации: у меня специальность "экономика-природопользования", но к работе экологом я была подготовлена намного больше, чем мои подчиненные, которые учились в том же ВУЗе что и я, но по специальности "иженер-эколог". По крайней мере, когда я устроилась на работу, большинство документов были мне уже знакомы, в отличии от них: - ОВОСы; - Расчеты платежей на НЕВОС (правда в ВУЗе все было в упрощенном виде); - Газоочистные установки; - расчеты ущерба рыбным ресурсам; - технологии добычи золота и обогащения; и т.д. |
ad-82 3 апреля 2008 |
Freud, мне кажется ОЧЕНЬ большое значение имеет учебное заведение, и определяющим фактором является имеют-ли преподаватели реальную практику или их знания только теоретические. а специальность нужно выбирать в зависимости от целей обучения |
insaneNIMA 3 апреля 2008 |
Freud, от всех перечисленных специальностей принципиально отличается только геоэкология (мое личное мнение) все остальное связано с производственной деятельностью. специальность "экология" туда точно идти не следует зря потраченое время и деньги (хотя не факт) зависит от того насколько серьезно ВУЗ подходит к данному вопросу, но из названия можно предположить что просто "воды" в голову налют. выбор специальности зависит от того какие задачи Вы перед собой ставите, и выбор ВУЗ стоит начинать именно с этого: 1. определение что же мне действительно нужно. 2. ознакомление и анализ программ обучения, выбор наиболее подходящей. 3. соизмерение затрат и возможностей. ну а далее уже не важно. качество обучения зависит в первую очередь от студента!!! тобишь можно и их хорошего вуза выйти "пнем" |
vetalina 3 апреля 2008 |
В первую очередь при выборе ВУЗа обратить внимание на какую сферу промышленности он ориентирован. Например, в горном институте больший уклон идет на экологию добывающей промышленности, в политехнических ВУЗах - металлургия, энергетика. Думаю надо обратить еще внимание как давно создана в ВУЗе кафедра, выпускающая экологов. Какой преподавательский состав. |
Freud 3 апреля 2008 |
Ребята, спбо за отклики, относительно написанного, второе образование иду получать осознанно (или более осознанно , чем первое) и за свои "кровные" , поэтому "выйти пнем" неактуально (если не смогу , просто останусь в первой спец-ти-Как стать хорошим экологом-это уже др вопрос ), поэтому мне и понадобилась проверенная информация из вашего опыта относительно конкретных сильных кафедр в ВУЗах, насколько они ориентированы на дальн практику. Просто из переписки и интернета это сложно узнать. Интресует, прежде всего, второе высшее, но можно и просто про универ-т (например, в Питере пока нашел ЛЭТИ со 2ым высшим, Северозападый заочный тех университет, др; в Москве заинтересовал Независимый университет Экологии и политологии). Если вам неудобно писать отзыв на форуме, вот моя почта mail2day(НА)rambler.ru Разумеется, эконом вопрос тоже имеет место, в "архи-"дорогие ВУЗы я не пойду (например, оправд для меня затраты в год ок 40-50 тыс, но не 75 тыс и более как в Дружбе Народов))) Конкретные цели? они пока общие, пока просто перечислю, что из опыта вызвало интерес к спец-ти: в Канаде - проект очистки тех воды на месторождении нефтяных песков (огромные площади с мертвыми озерами на Севере), еще был проект на Сахалине с расчетом загрязнения по площадке технол оборудования, там наш эколог с технологов не слезал, образовав, так сказать, симбиоз))) там сложилось впечатл, что эколог должен быть технологом Относительно специальностей, вот конктретный пример тел разговоров: Господа преп-и из одного технического ВУЗа охарактеризовали все приведенные выше спец-ти как гуманитарные, кроме последней - Инженерная защита (вроде, именно на ней дают необходимые технолог знания, хотелось бы узнать про нее подробнее из вашего опыта), Господа из нетехнического ВУЗа назвали Инж защиту "сантехниками" (прошу прощения, никого не хочу обидеть), которые работают со стоками/выбросами/пробирками, а экологами тех, кто занимается "чистой" бумажной кабинетной работой (ака инженер-экономист-бухгалтер))). Вот и понимай как хочешь . По книге курс Общей Экологии однако сложилось биологическое представление об экологии. Ознакомиться с программами обучения удалось только с общими министерскими рек-ми, из них видно, что математики/химии/физики больше на Инж защите. Однако в целом все спец-ти рекомендуются на одни и те же сферы работы. Еще раз извиняюсь за общие "дилетантские" вопросы |
Mebel 3 апреля 2008 |
Если есть желание работать в проектном институте, то наверное лучше инженерная защита, а при работе на производстве лучше природопользование или рациональное использование, часто общаюсь с выпускниками данных специальностей, так что информация как бы нароботанная, самый лучший институт на мой взгляд Академия нефти и газа им. Губкина |
Viktoria 3 апреля 2008 |
Freud, а я училась в ЛГМИ (Ленинградский гидрометеорологический институт), ныне гордо именованный РГГМУ (Российский государственный гидрометеорологический университет). Правда в те годы экологов еще не готовили, и я инженер-метеоролог, переквалифицировавшийся в инженера-эколога. Переквалифицировалась довольно легко и считаю, что экологу на производстве все же нужно техническое образование. Трудно гуманитарию понять технаря, и если они (технари) видят, что ты можешь отличить болт от гайки, отношение к тебе другое. А от отношения к экологу на предприятии зависит его благополучие: будешь бегать сам везде как дурень и стучаться лбом во все двери, или будешь сидеть в кабинете и собирать информацию от лояльных к тебе сотрудников с превеликим уважением к такому нелегкому, но такому нужному труду эколога. Отвлеклась. Так вот о гидромете. Хороший ВУЗ, старый (1930 года рождения), с традициями. Более того, очень много спецов в РТН и на предприятиях выпускники гидромета. Военная кафедра есть, хотя не знаю актуально ли это для Вас. |
victoria_v 3 апреля 2008 |
Если Москва, я очень хорошо отношусь к РХТУ им. Менделеева и МНЭПУ. РХТУ - технари, и у них Гусева Татьяна Валериановна. Если есть желание - посмотрите ее книги. Не знаю только преподает ли она сейчас. А в МНЭПУ выходит много хороших учебников собственных авторов. По-моему, такие преподы дурному не научат. А лучшая специальность, конечно же ООС и РИПР! |
AlekseevNa 3 апреля 2008 |
Получила специальность инж защита окр среды. И честно говоря не представляю как на произвлдстве можно работать и не знать законов химии и физики... Тем более, если есть свои очистные сооружения... Говоря с начальником цеха и выясняя причины к-л несоответствия необходимо иметь хотя бы смутное представление про что он говорит, а научиться заполнять разные отчеты и формы в ВУЗе нельзя - это дело практики и специфики предприятия. |
Freud 3 апреля 2008 |
спбо за ответы, однако когда искал инф-ю про экологов, было какое-то смутное представление об этой специальности (по моему, весьма распростр-е явл-е), вначале думал, что, в основном, это спец-т в области биологии и био процессов (учебник по экологии для ВУЗов лишь усилил это впеч-е) , потом спец-т по эколог законод-ву и норм актам, расчетам выплат (эдакий юрист - экономист), помятуя отдел экологии и пром безопасности в одной из нефт комп-й, однако теперь я вижу, что эколог - это прежде всего инженер (технолог??) Весьма эклектично для 1ой профессии. Извините за сравнение, похоже на губку, где лежит, то и впитывает В свое время в переводах мечтал об узкой специализации))) не получается стать хорошим профи во всем Скажите пож-та, специальность эколог (экономист-природопользователь) от инженерной защиты ос все же как/чем отличается? более общая (менее техническая) по сод-ю? когда пишут "требуется эколог на произ-во" имеют ввиду какую спец-ть? Насколько сильно отличается работа экологов на разных производствах? что входит в общий блок знаний/сферу деятельности всех экологов? спбо |
Viktoria 3 апреля 2008 |
Freud, на самом деле не столь важно какую именно специальность Вы получите, все равно учиться будете на практике, прийдя на производство. |
Natella 3 апреля 2008 |
Freud писал(а) Насколько сильно отличается работа экологов на разных производствах? что входит в общий блок знаний/сферу работы всех экологов? спбо Общий блок знаний на мой взгляд включает общий блок документов, необходимых на предприятии. О таком перечне в частности написано в № 7 журнала ЭП за прошлый год "Какими документами должен руководствоваться эколог на предприятии". А в целом на любом предприятии нужно умение заполнять форму платы за НЕВОС, формы годовых отчетов 2ТП, разработать программу ПЭК, обязательно составление инструкций по обращению с отходами, приказа об организации сбора и сдачи отходов, ведение журналов учета отходов. Надо разбираться в проектах ПДВ, ПДС, ПНООЛР, проходить процедуры согласований и получения разрешительных документов. Это по ходу, что впомнила. А дальше - в зависимости от специфики предприятия - промышленное, сельскохозяйственное и пр. Там уже по ходу определяем, что еще надо. Это на мой взгляд. Сама я закончила по специальности "Природоохранное обустройство территории". Считаю, что по экологии там дают не так много, в основном обучалась уже на производстве. |
ultra 5 апреля 2008 |
Freud, Если Вы не хотите получать второе высшее образование, попробуйте устроиться куда-нибудь экологом без диплома об образовании (а вдруг возьмут). Конечно, на высокооплачиваемую работу без опыта работы вряд ли удастся устроиться, но к такой работе необходимо относиться как к стартовой площадке, то есть главное набраться опыта. Далее в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2007 г. N 793 "О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности" работодатель будет обязан при приёме на работу и далее 1 раз в 3 года отправлять Вас на обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля" и последующую аттестацию в комиссии Ростехнадзора. Обучение по такой программе проводится по очной форме (200-часовые учебные программы и более) либо по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов, очная часть программы составляет не менее 50 часов). Подготовка завершается квалификационными испытаниями по оценке уровня знаний специалистов, а также способности их эффективного применения. По результатам квалификационных испытаний специалисту образовательными учреждениями выдается свидетельство о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющиеся допуском к аттестации. Преимущество такого подхода: – отсутствует необходимость получения дорогостоящего профильного высшего образования по очной или заочной формам обучения; - обучение и аттестация осуществляются за счет средств работодателя; - встречи и обмен опытом с практикующими экологами: - возможность одновременно работать (набираться опыта) и периодически 1 раз в 3 года учиться на месячных курсах (200 часов). Единственный, пожалуй, недостаток в таком подходе – сложность устроиться инженером по охране окружающей среды без диплома о профильном образовании. Но в небольшую организацию на небольшие деньги, я думаю, это возможно. Тем более, справиться с работой эколога в таких организациях не представляет проблем. Помогут опытные экологи, хотя бы даже на этом форуме. Главное стартовать и поставить перед собой цель, и тогда можно стать экологом. |
Freud 8 апреля 2008 |
спбо всем, кто захотел поделиться своими соображениями и реком-и в общих чертах картина прояснилась, однако конкретных вопросов осталось все еще много если кто-то сможет/захочет пообщаться по icq, skype или проч буду безмерно благодарен, пишите |