Notice: Undefined index: pageoffset in /home/site/ecoindustry.ru/components/phorum/init.php on line 3

Notice: Undefined index: addString in /home/site/ecoindustry.ru/components/phorum/viewtopic/index.php on line 71

Notice: Undefined index: pageoffset in /home/site/ecoindustry.ru/components/phorum/viewtopic/index.php on line 85

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202

Notice: getimagesize(): Read error! in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 195

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 201

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/site/ecoindustry.ru/components/functions.php on line 202
Просмотр темы

расчет платы за сброс ЗВ с абонента (АРХИВ)

stasyona
12 декабря 2007
Предприятие имеет абонента по воде, т.е. абон. получает чистую воду и збрасывает ее с ЗВ, причем кол-во ЗВ во много раз больше, предусмотренных в договоре. Каким образом брать с абонента плату? Правомерно ли использование коэффициентов по взвешенным веществам?
Персональная страница /i/users/avatar/756c747261.jpg
ultra
12 декабря 2007
stasyona,
По плате абонентов там что-то было, некогда смотреть. Но я посмотрю.

----------------------------------------------------------------------------------------
Плата за сброс загрязняющих веществ организаций ВКХ

Прием бытовых и промышленных сточных вод от жилфонда и предприятий и их очистка - один из видов деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Если организации-абоненты, оплатив услуги по предъявленному счету-фактуре, более ничем не обременены, то предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), предоставившее указанные услуги, обязано внести в бюджет плату за негативное воздействие, оказанное сбросом загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект (реку, озеро, водохранилище).
В чем особенности расчета платы? Как получить льготу? Как отразить в учете и признать для целей налогообложения данный вид расходов? Об этом и многом другом читайте в данной статье.

Сброс в водный объект или систему канализации? Сброс сточных вод или
загрязняющих веществ со сточными водами?

Эти моменты являются ключевыми при ответе на вопрос, какие виды платежей и на каком основании будет производить предприятие. Если оно сбрасывает сточные воды в водный объект, то загрязняются река или озеро, если в систему канализации - городская канализация. В силу п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением N 632 *(1), платой за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) облагается сброс загрязняющих веществ именно в водные объекты, а не систему канализации. Под водным объектом согласно ст. 1 ВК РФ понимается сосредоточие вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В систему канализации сбрасываются стоки многих предприятий, хозяйственно-бытовые стоки жилищного фонда, ливневые стоки, практически не содержащие промышленных загрязнений. Эти смешанные сточные воды подвергаются очистке на общегородских биологических очистных сооружениях (БОС) и только после этого сбрасываются в водный объект. Поэтому даже сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ отдельное предприятие, подключенное к системе канализации, не оказывает непосредственного негативного влияния на водный объект, тем более что воды, поступившие от предприятия, сначала проходят очистку.
В этом случае предприятие-абонент и организация ВКХ, принимающая стоки в систему канализации, связаны гражданско-правовыми отношениями, в которых они руководствуются Постановлением N 1310 *(2), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования), а также ГК РФ, в соответствии с которым между ними заключается договор (ст. 426, 539 - 548 ГК РФ).
Правоотношения, на которые распространяется действие Постановления N 632 и других документов природоохранного характера, лежат в другой плоскости - публично-правовой, административной.
Согласно природоохранному законодательству плату за НВОС обязан вносить природопользователь - лицо, которое в процессе своей деятельности непосредственно загрязняет воду, воздух или почву. Выступать в качестве природопользователя может как организация ВКХ, так и предприятие, которое сбрасывает стоки самостоятельно, минуя системы канализации населенного пункта. Ранее организация ВКХ вносила в бюджет, в том числе за всех своих абонентов, и плату за пользование водными объектами (п. 17 Инструкции Госналогслужбы РФ от 12.08.1998 N 46), и плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами. На данный момент сброс сточных вод не облагается водным налогом (гл. 25.2 НК РФ), а только платой за негативное воздействие на окружающую среду.
Очень важно разграничить плату за сброс сточных вод по гражданско-правовому договору и плату за сброс загрязняющих веществ в силу Постановления N 632. Дело в том, что плата за сброс загрязняющих веществ, произведенная в соответствии с указанным постановлением, может быть в пределах норматива (если природопользователь имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами и его фактические сбросы не превышают установленных нормативов), в пределах установленных лимитов и сверх лимитов. Организация ВКХ, оказывающая услуги абонентам по приему от них сточных вод, получает в природоохранном органе соответствующее разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами. Абоненты системы канализации в таком разрешении не нуждаются. Нормативы (допустимые концентрации) и лимиты качественного и количественного состава загрязняющих веществ сточных вод им устанавливают органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация ВКХ (п. 61, 66 Правил пользования) исходя из:
- норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации ВКХ имеющимся у нее разрешением (Постановление ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-3176/05-С7);
- специфики состава сточных вод абонента, лимитов водоотведения абонента, параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях населенного пункта и пр.
Рассчитанные таким образом нормативы доводятся до абонента, который обязан их соблюдать в соответствии с п. 64 Правил пользования и положениями договора на водоснабжение и водоотведение с организацией ВКХ.
Поэтому в составе платы, которую начисляет организация ВКХ своему абоненту, может быть сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или сверх лимитов, что подтверждается аналитическими исследованиями проб, проведенными аккредитованной лабораторией. Тем не менее с позиции предприятия, заключившего с организацией ВКХ гражданско-правовой договор, как было отмечено выше, эти платежи не имеют никакого отношения к экологическим платежам. Это оплата услуг организации ВКХ, которая устанавливает различные тарифы для нормативных и сверхнормативных загрязнений. И это справедливо, поскольку, чтобы довести воды с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ до проектной степени очистки, потребуются дополнительные усилия и средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и очистки. Кроме того, сама организация ВКХ вносит в бюджет плату за превышение норматива сброса загрязняющих веществ с пятикратным коэффициентом, причем отчисляет ее из своей прибыли. Эти затраты учитываются при установлении повышенных тарифов за превышение норматива.
В соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются "суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду". Совершенно очевидно, что здесь имеются в виду "платежи за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты", установленные Постановлением N 632. И организация ВКХ вправе учесть эти платежи при налогообложении прибыли. Однако действие пункта 4 многие ошибочно распространяют и на плату за сброс (прием) стоков в систему канализаций населенных пунктов. Двойственность толкования возникла неслучайно - законодатель не указал, что это платежи в бюджет, то есть, по сути, однородные с налогом. Отсюда и противоречивая арбитражная практика.
Так, судьи ФАС УО в постановлениях от 20.04.2005 N Ф09-1478/05-АК, от 13.06.2005 N Ф09-2923/05-С7 указали, что платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе осуществляемые на основании договора за оказанные услуги по отпуску и приему сточных вод, за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, в целях налогообложения не учитываются. Та же позиция - в письмах Минфина РФ от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238, от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18.
Однако в последних решениях суды придерживаются иного мнения. Так, в постановлениях от 15.02.2007 N Ф09-642/07-С3, от 16.10.2006 N Ф09-9300/06-С7 арбитры того же Уральского округа установили: сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ являются платой за услуги сторонней организации в соответствии с заключенным договором, значит, учитываются при исчислении налога на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Аналогичное мнение высказано и другими судьями (Постановление ФАС СЗО от 12.09.2006 N А56-37462/2005). В свою очередь, имеющиеся сомнения устраняет Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05, которое содержит однозначный вывод: предприятие-абонент правомерно уменьшает налогооблагаемую базу на сумму платежей, перечисленных за сброс сточных вод со сверхдопустимой концентрацией загрязняющих веществ в систему канализации.

Плата абонентов

Орган местного самоуправления либо организация ВКХ устанавливают абонентам нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, соблюдение которых является их обязанностью. Организация ВКХ осуществляет регулярный контроль соблюдения нормативов (п. 65 Правил пользования). Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, на основании которого организация ВКХ составляет расчет, устанавливается на уровне субъекта РФ его органом исполнительной власти (п. 70 Правил пользования, п. 1 Постановления N 1310).
В типовом договоре на прием сточных вод обычно закрепляется право организации ВКХ контролировать соблюдение абонентом нормативов сброса загрязняющих веществ путем отбора и анализа проб сточных вод абонента в контрольных канализационных колодцах, для этого к ним обеспечивается беспрепятственный доступ представителей организации ВКХ. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Но даже в отсутствие представителей предприятия или в случае их отказа подписать акт, он вступает в силу в одностороннем порядке. Как показывает практика, этот факт имеет порой решающее значение в судебных разбирательствах (постановления ФАС ВСО от 19.12.2006 N А33-4893/06-Ф02-6709/06-С2, ФАС ДВО от 10.01.2007 N Ф03-А73/06-1/4686).
Результаты проведенного анализа пробы являются действительными с момента обнаружения превышения нормативов и до очередного отбора проб организацией ВКХ. Соответственно, если лабораторный анализ показал превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, то плата за такое превышение начисляется за весь период действительности анализов. Конечно, такой подход невыгоден абоненту, особенно если превышение нормативов было разовым и вызвано какой-то объективной причиной. Поэтому абонент имеет право обратиться с предложением проведения повторного контроля, предоставив при этом подтверждение своей лаборатории о нормализации состава сточных вод. В связи с этим организация ВКХ должна провести повторный отбор и анализ проб, который подтвердит или опровергнет соответствие количества и состава загрязняющих веществ нормативным значениям. Если подтвердит - плата для условий сброса загрязняющих веществ в пределах норматива будет начисляться только с этого момента, а не с момента подтверждения данного факта анализами лаборатории абонента (Постановление ФАС УО от 15.01.2007 N Ф09-11753/06-С5).
Суммы, начисляемые абонентам организацией ВКХ за превышение нормативов, зачастую достаточно велики. Поэтому абоненты оспаривают законность предъявленных к оплате сумм в суде. Чтобы отстоять свои интересы, организации ВКХ предъявляют:
- акты отбора проб сточной воды для лабораторного исследования;
- протоколы результатов анализа сточных вод;
- расчеты платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Если факт превышения абонентом нормативов зафиксирован в соответствующей форме, то суд однозначно принимает сторону организации ВКХ (Постановление ФАС УО от 26.12.2006 N Ф09-11413/06-С5).
Суммы платы, поступающие от абонентов, являются для организации ВКХ выручкой за оказанные услуги.
К сведению: услуги по приему загрязняющих веществ со сточными водами в систему городской канализации не включены в перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не облагаются НДС. Поэтому в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ в составе абонентской платы предприятие ВКХ должно выделить и НДС со всей ее суммы (в том числе за сбросы загрязняющих веществ сверх нормативов). Такая позиция изложена, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 15378/04.
В свою очередь, для предприятия-абонента вся сумма платы, которую выставляет водоканал, является расходами на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Эти материальные расходы предприятие вправе учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли в силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, а предъявленный НДС полностью принимается к вычету *(3).

Нормативы и лимиты

Как отмечалось, у предприятия-абонента все расходы по сбросу сточных вод и загрязняющих веществ (в пределах норматива, лимита и сверх лимита) могут быть учтены при налогообложении прибыли. Вместе с тем организация ВКХ учтет в составе внереализационных расходов плату за сброс загрязняющих веществ только в пределах нормативов. Заметим, что существует подход, согласно которому платежи в пределах установленных лимитов также уменьшают налогооблагаемую прибыль. Такое мнение возникло в отсутствие четкой трактовки понятия сверхнормативных воздействий на окружающую среду в НК РФ и природоохранном законодательстве.
Оно заключается в том, что сверхнормативными признаются выбросы и сбросы сверх допустимых нормативов и сверх установленных лимитов. Однако обоснованно ли так считать, если в п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" говорится о том, что лимиты устанавливаются при невозможности соблюдения допустимых нормативов только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. На практике лимиты на выбросы и сбросы устанавливаются исходя из фактических объемов выбросов и сбросов предприятия для технологически отсталых предприятий, не способных соблюсти нормативы. Установление лимитов для них - единственная возможность не прекращать деятельность по экологическим мотивам. Но нормативы качества окружающей среды при этом не сохраняются.
Установление лимитов в настоящее время - зона особого контроля Ростехнадзора *(4). Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ применяют только действующие предприятия, поскольку в соответствии со ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в отношении проектной документации на строительство новых предприятий проводится обязательная государственная экологическая экспертиза. Ее положительное заключение предполагает соблюдение предприятием всех экологических требований, в том числе нормативов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, пунктом 2 Порядка установлено два базовых норматива платы:
- за выбросы, сбросы веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах нормативов;
- за выбросы, сбросы веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Из сравнения ставок платы за выбросы и сбросы веществ, утвержденных Постановлением N 344 *(5), очевидно, что ставка платы в пределах установленных лимитов в 5 раз превышает ставку платы в пределах допустимых нормативов.
Все сказанное свидетельствует о неравноценности понятий нормативов и лимитов *(6), об их разной сущности. Поэтому не следует учитывать плату в пределах установленных лимитов при исчислении налога на прибыль, считая ее платой за сверхнормативные выбросы. Это соответствует позиции Минфина, высказанной, например, Письме от 01.12.2005 N 03-03-04/403. Такой же вывод сделан и в постановлениях ФАС ВСО от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, от 13.01.2006 N А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1.

Как закрепляется право водопользования?

Согласно Закону N 73-ФЗ *(7) с 1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который отменил лицензирование. С 2007 года водные объекты передаются в пользование по договору или на основании специального решения. В частности, такое решение оформляется в том случае, когда водный объект предполагается использовать для сброса сточных (дренажных) вод (п. 2 ст. 11 ВК РФ). В зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, такое решение принимают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления. Чтобы получить решение, фирме (предпринимателю) следует подать заявление, которое будет рассмотрено в течение 30 дней. Принятое решение подлежит регистрации в государственном водном реестре. После этого оно имеет законную силу *(8).
В решении о передаче водного объекта (его части) в пользование, помимо сведений о самой фирме (предпринимателе), должны быть приведены (ст. 22 ВК РФ):
- цель, виды и условия использования воды (в том числе объем допустимого забора);
- сведения о водном объекте, в том числе описание границ, в пределах которых будет осуществляться водопользование;
- срок водопользования;
- место сброса сточных (дренажных) вод, его допустимые объемы, а также требования к качеству воды в местах сброса.
Водопользование на основании решения будет бесплатным.
Наряду с такими решениями действующими остаются лицензии и договоры на пользование водными объектами, решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ о водопользовании, полученные до 1 января 2007 года (п. 1 ст. 5 Закона N 73-ФЗ). По истечении установленного в них срока действия либо при замене имеющегося документа на решение договоры и лицензии утрачивают силу.

Разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами

Итак, есть документ, подтверждающий право на водопользование, а именно на сброс сточных вод. Какие вещества предприятие может сбросить в водный объект и в каком объеме, определяется другим документом - разрешением на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами. Полномочиями выдачи этого документа наделен Ростехнадзор. Порядок, в соответствии с которым выдается разрешение, определяется Приказом Ростехнадзора N 675 от 10.07.2006 "Об утверждении инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)".
Чтобы получить разрешение, необходимо представить в Ростехнадзор проект разработанных норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. Составителем проекта может быть и само предприятие, если в его штате есть специалисты, способные квалифицированно выполнить данный вид работ. При этом следует руководствоваться прежде всего Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 "Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" и данными специализированной литературы. Главное требование к проектным значениям - их обоснованность.
Однако чаще всего все-таки прибегают к услугам сторонних организаций, стоимость которых весьма высока. Именно высокий ценовой уровень привлекает в эту сферу большое число мошенников, как можно судить исходя из практики. Поэтому, если невозможно выполнить проект самостоятельно, лучше обратиться в проектный институт, имеющий лицензию на данный вид работ, либо запросить сведения о хорошо зарекомендовавших себя организациях непосредственно в Ростехнадзор.
К сведению: расходы организации на оплату услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133).
Срок действия разрешения при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов соответствует сроку действия нормативов. Если установлены лимиты, то срок действия разрешения составляет один год (п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 675).
Недавно появился новый документ, призванный упорядочить выдачу территориальными органами Ростехнадзора разрешений с установленными лимитами на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Это Приказ Ростехнадзора N 87 от 20.02.2007 "Об утверждении Инструкции об организации работы Ростехнадзора по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы".
В нем Ростехнадзор повторил, что установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Для получения разрешения согласно п. 5.2 Инструкции предприятие должно представить в территориальный орган Ростехнадзора заявление с указанием основных идентификационных сведений о нем как о юридическом лице, проект нормативов предельно допустимых (ПДС) и временно согласованных сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также планы снижения сбросов, обеспечивающие поэтапное достижение нормативов ПДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, планы по внедрению наилучших технологий и (или) реализации других природоохранных проектов. Все документы представляются в двух экземплярах, принимаются по описи и регистрируются. Копия описи с отметкой о дате приема направляется заявителю. В 10-дневный срок после регистрации один комплект документов передается в вышестоящее Управление Ростехнадзора для проверки обоснованности запрашиваемых лимитов и сроков поэтапного достижения нормативов ПДС. Информация о результатах проверки поступает в территориальный орган Ростехнадзора в течение 45 дней с момента получения материалов. Еще 10 дней отводится территориальному ведомству на то, чтобы оформить разрешение, устанавливающее лимиты, либо мотивированно отказать заявителю. Установив лимиты, Ростехнадзор контролирует выполнение предприятием планов мероприятий по достижению нормативов.
Чем грозит отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ? В соответствии с п. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации хозяйственных и иных объектов запрещается сброс в водные объекты сточных вод, не очищенных и не обезвреженных до нормативных значений, а также сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
К сведению: нарушение требований ст. 60 ВК РФ - это основание для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты) (постановления ФАС СЗО от 14.02.2007 N А56-21866/2006, ФАС ЗСО от 13.02.2007 N Ф04-272/2007(31171-А67-23)).
Если нет разрешения, то вся масса загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект, квалифицируется как сверхлимитная, значит, плата за загрязнение окружающей среды будет определена путем умножения ставки платы за загрязнение "в пределах установленных лимитов" на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5, 6 Постановления N 632).
Те организации ЖКХ, которые сбрасывают в водные объекты загрязняющие вещества хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов соцкультбыта, могут быть освобождены от платы за загрязнение в соответствующем объеме также только при наличии разрешения.

Исчисление платы

Согласно п. 3-6 Порядка сумма платежа рассчитывается по следующему алгоритму:
1. Плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов = Ставка платы в пределах допустимых нормативов х Величина загрязнения;
2. Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов = Ставка платы в пределах установленных лимитов х Разница между лимитными и предельно допустимыми величинами загрязнения;
3. Плата за сверхлимитное загрязнение = Ставка платы в пределах установленных лимитов х Разница между фактическими и лимитными величинами загрязнения х 5.
Согласно п. 2 Постановления N 344 нормативы платы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы в соответствии с Приложением N 2 к Постановлению N 344, и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия *(9).
Также нормативы платы ежегодно индексируются на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 283-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" нормативы платы за НВОС, установленные в 2003 году Постановлением N 344, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,4, а утвержденные в 2005 году Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 - с коэффициентом 1,15.
Для расчета сброса вредных веществ в водные объекты предусмотрен раздел 3 Порядка заполнения формы расчета, утвержденного Приказом N 459 *(10). Раздел заполняется по каждому виду загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах согласно пробам аккредитованной лаборатории. Организация ВКХ проводит отбор проб на входе на очистные сооружения и на выходе с них. Для расчета используются выходные значения.
К сведению: в Приложение N 2 к Постановлению N 344 Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 введен абзац следующего содержания: норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Этот специальный понижающий коэффициент применяется в том случае, если природопользователь забирает и сбрасывает воду в один и тот же водный объект. Очевидно, что вода, которую забирает предприятие, уже загрязнена, и оплачивать это загрязнение природопользователь не должен. Поэтому в проекте предельно допустимых сбросов указывается концентрация взвешенных веществ в воде водного объекта. Допустимое увеличение содержания взвешенного вещества устанавливается ежеквартально на основании данных анализов аккредитованной лаборатории. Имея такие цифры, предприятие оплатит только превышение концентрации загрязняющих веществ в водоприемнике.

Понижение размера платы за НВОС и освобождение от нее

В соответствии с пп. "б" п. 4 Постановления N 632 органы исполнительной власти субъектов РФ при согласовании своих действий с территориальными органами МПР и Государственного комитета санэпиднадзора могут понижать размеры платы или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также бюджетные организации. Отметим, что органы местного самоуправления федеральным законодательством не наделены полномочиями понижать размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и освобождать от ее уплаты отдельные хозяйствующие субъекты (Постановление ФАС УО от 18.07.2006 N Ф09-6168/06-С7). Порядок получения льготы подробнее изложен в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Приказом МПР РФ от 26.01.1993. Пункт 7.5.1 вышеназванного документа гласит: природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы, могут освобождаться от платы за указанные загрязнения в соответствующих объемах.
При этом претендовать на освобождение от платы могут только те предприятия, которые:
- осуществляют сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов;
- имеют оформленное в надлежащем порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ;
- выполняют в сроки природоохранные мероприятия, согласованные с территориальными органами МПР.
Если данные правила не соблюдаются, то плата взимается на общих основаниях (п. 7.6 Инструктивно-методических указаний). Отметим, что орган исполнительной власти обязан согласовать решение о понижении платы или освобождении от нее отдельных плательщиков с Ростехнадзором (Письмо Ростехнадзора от 30.11.2005 N АМ-17/2023).
Порядок действий природопользователя, желающего получить льготу по расчетам по плате за НВОС, устанавливается на региональном уровне. Он аналогичен рассмотренному в статье "Расчет платы за размещение ТБО для специализированных организаций ЖКХ" журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, 2006. Кроме того, там же вы можете ознакомиться со сроками и порядком внесения платы за НВОС, мерами ответственности за неуплату, принципами отражения сумм платы в бухгалтерском и налоговом учете.
Как может строиться алгоритм планового годового расчета, покажем на примере.

Пример.
Организация ВКХ находится в Нижегородской области (бассейн р. Волга). Годовой объем сброса сточных вод составил 400 000 м3. В целях упрощения расчета представим, что загрязняющих веществ в стоках всего три: взвешенные вещества, фенолы и СПАВ. Их концентрация равна 52, 0,03 и 15 мг/л соответственно. Норматив платы, согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344, за 1 тонну составляет: взвешенных веществ - 366 руб., фенола - 275 481 руб. (установлены в 2003 году, значит, коэффициент, предусмотренный законом о федеральном бюджете, - 1,4), СПАВ - 552 руб. (установлен в 2005 году, следовательно, необходимо применить коэффициент 1,15).
Рассчитаем размер годовой платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В первую очередь, чтобы получить одинаковые единицы измерения (перевести мг/л в т/м3), умножим показатель плотности загрязняющего вещества на 10-6. Полученный результат умножим на объем сброса сточных вод, затем на установленный для каждого загрязняющего вещества размер платы и на необходимые коэффициенты. Помимо коэффициента индексации платы за НВОС, который применяется на основании ежегодного закона о федеральном бюджете, в нашем случае необходимо учесть еще один коэффициент экологической значимости для бассейна р. Волги в Нижегородской области - 1,14 (Приложение N 2 к Постановлению N 344).
Расчет годового размера платы за НВОС выглядит так:
1. Взвешенные вещества: (52 х 10-6) т/м3 х 400 000 м3 х 366 руб./т х 1,14 х 1,4 = 12 150,03 руб.;
2. Фенолы: (0,03 х 10-6) т/м3 х 400 000 м3 х 275 481 руб./т х 1,14 х 1,4 = 5 276,01 руб.;
3. СПАВ: (15 х 10-6) т/м3 х 400 000 м3 х 552 руб./т х 1,14 х 1,15 = 4 342,03 руб.
Итого: 21 768,07 руб. (12 150,03 + 5 276,01 + 4 342,03).
Эту сумму согласовал Комитет охраны природы Нижегородской области и предоставил организации освобождение от платы за сброс загрязняющих веществ на 2007 год в размере 17 414,46 руб. (80% платы, поступающие в бюджет субъекта РФ и муниципального образования).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ для организаций, эксплуатирующих системы канализации, зависит также от прибыли.
В силу п. 8 Порядка предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если экологические платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными природоохранными органами, органами санэпиднадзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия.
С учетом социальной значимости предприятий водопроводно-канализационного хозяйства во многих субъектах РФ органы исполнительной власти выпускают нормативные акты, устанавливающие предельный размер платы, поступающей в бюджет субъекта.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 19.06.2006 N А56-21029/04 есть ссылка на распоряжение губернатора Ленинградской области, которым для предприятий ЖКХ установлен предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ сверх нормативов и за размещение осадков сточных вод в части, поступающей в областной бюджет, - не более 7% прибыли от основной деятельности за услуги канализации, остающейся в распоряжении предприятия. Таким образом, если у предприятия по основной деятельности за услуги канализации отсутствует прибыль, то вносить плату не нужно (Постановление ФАС ДВО от 17.10.2006 N Ф03-А73/06-1/3638).

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм платы

Каким образом осуществляется зачет либо возврат по плате за НВОС, разъяснил Ростехнадзор в Письме от 28.12.2005 N СС-48/164. Согласно Письму Ростехнадзора от 22.07.2005 N АМ-17/1165 зачет возможен после составления с плательщиком акта сверки. После согласования акта сверки суммы переплаты могут быть направлены в зачет предстоящих платежей либо возвращены при наличии документов, свидетельствующих о факте переплаты. Кроме актов сверки, это могут быть копии платежных документов о внесении платы за указанные периоды с отметкой банка, копии банковских выписок, решения суда (если таковые имеются) и др.
Срок исковой давности при этом составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). Таким образом, в 2007 году может быть зачтена переплата за 2004 - 2006 годы. Несмотря на то, что в 2004 году плата за НВОС администрировалась налоговиками, возврат (зачет) производится вновь утвержденным в качестве ее администратора Ростехнадзором (Письмо Минфина РФ от 21.07.2005 N 02-05-03/2221).
Основанием для возврата (зачета) может служить, в том числе, исчисление платы за предыдущие годы без применения льготы, предусмотренной действующим в течение этого срока нормативным актом (Постановление ФАС СЗО от 19.06.2006 N А56-21029/04).

Е.В. Преснякова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2007 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
*(2) Постановление Правительства РФ 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
*(3) Постановление ФАС СЗО от 12.09.2006 N А56-37462/2005.
*(4) Приказ Ростехнадзора от 16.06.2006 N 592 "Об организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по установлению лимитов на выбросы и сбросы вредных (загрязняющих веществ)".
*(5) Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
*(6) Все изложенное относится только к выбросам в атмосферный воздух и сбросам в водные объекты, так как для размещения отходов размеры платы в пределах установленных нормативов не предусмотрены.
*(7) Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ".
*(8) Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844.
*(9) В Письме от 14.10.2005 N 04-10/835 Ростехнадзор обращает особое внимание на то, что перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к данным районам, установлены Общероссийским классификатором экономических регионов ОК 024-95, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 N 640.
*(10) Приказ Ростехнадзора от 23.05.2006 N 459 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
stasyona
13 декабря 2007
Поясню ситуацию более подробно.
Наше предприятие - химическое производство. Наш абонент (металлургическое производство) сбрасывает загрязненную воду в нашу канализацию. Имеется договор, в котором указаны ПДС по веществам и объемы. Фактические значения ЗВ превышает ПДС во много раз. Каким образом рассчитать плату за сброс с абонента. В праве ли абонент использовать коэффициент по взвешенным веществам, если он не является природопользователем?
Персональная страница /i/users/avatar/756c747261.jpg
ultra
13 декабря 2007
stasyona,
Я так понимаю, у вас в договоре абоненту установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ, рассчитанные на основе ПДС для сброса в водный объект, установленные в свою очередь вашему предприятию?

А прописаны ли в договоре с абонентом условия, касающиеся сверхлимитного сброса в систему канализации вашей организации? То есть несет ли какую-то финансовую ответственность абонент при превышении сброса загрязняющих веществ сверх установленных норм или при превышении допустимых концентраций?
stasyona
13 декабря 2007
К сожалению такие условия не прописаны. В договоре указан только пункт, говорящий о том, что плата за сброс и превышение ПДК ЗВ взимается на основании тех нормативных актов, по которым наше предприятие расчитывает плату в РТН. Но! Мы являемся природопользователями, поэтому вправе испльзовать коэфф., а абонент вправе его использовать?
Персональная страница /i/users/avatar/756c747261.jpg
ultra
13 декабря 2007
stasyona,
В самом договоре у вас указывается, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду учитываются в расчете тарифов на приём сточных вод в систему канализации? Если этого нет, то ваш абонент может подавать на вас в суд, если вы предъявите к нему счет на повышенную оплату, расходящуюся с условиями договора.

Наше предприятие тоже является абонентом. В договоре с Исполнителем у нас указано, что платежи за нормативный сброс загрязняющих веществ и размещение осадка на иловых картах входят в тариф на очистку сточных вод.
stasyona
13 декабря 2007
В том и дело, что плата с абонента никогда не бралась. Надеялись мы, что абоненты сделают хоть какую-то очистку, но сейчас ЗВ все больше и больше.
Персональная страница /i/users/avatar/6e696e796c6179.jpg
ninylay
13 декабря 2007
stasyona писал(а)
В том и дело, что плата с абонента никогда не бралась. Надеялись мы, что абоненты сделают хоть какую-то очистку, но сейчас ЗВ все больше и больше.



Самое правильное не заключать договор на новый год без выполнения условий по очистке стоков или в договоре прописать плату за сверлимитный сброс ЗВ с повышающими коэффициентами (действуйте по аналогии с Водоканалом), таким образом вы их столкнёте с мёртвой точки, а если ничего не делать, то и они не пошевелятся
stasyona
13 декабря 2007
Самое интересное, что абонент считает, что мы не имеем права ни на какие повышающие коэффициенты, более того, они хотят использовать коэффициент по взвешенным веществам, который в свою очередь значительно снижает плату.
Персональная страница /i/users/avatar/756c747261.jpg
ultra
13 декабря 2007
stasyona писал(а)
В том и дело, что плата с абонента никогда не бралась. Надеялись мы, что абоненты сделают хоть какую-то очистку, но сейчас ЗВ все больше и больше.


Не понятно как у вас вообще идут расчеты с абонентом.
Сумма платы за передачу сточных вод начисляется от количества, то есть от объема стоков? Если у вас абонент вообще не выплачивает компенсацию за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе вашим предприятием сточных вод в водный объект, то вообще зачем вам тогда контролировать качество стоков абонента?
Вы можете пояснить, каким образом у вас рассчитана калькуляция на единицу переданных сточных вод?
stasyona
14 декабря 2007
Что-то у нас разговор не в ту степь зашел... Я же просто хотела знать, вправе ли абонент использовать коэффициент по взвешенным.
Персональная страница /i/users/avatar/756c747261.jpg
ultra
14 декабря 2007
stasyona писал(а)
В договоре указан только пункт, говорящий о том, что плата за сброс и превышение ПДК ЗВ взимается на основании тех нормативных актов, по которым наше предприятие расчитывает плату в РТН.


Сами же говорите, что в условиях договора указано, что абонент расчитывает плату за сброс загрязняющих веществ на основании тех же нормативно-правовых актов, по которым и вы делаете расчет.

Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410).

Почему же ваша организация может применять этот коэффициент к взвешенным, а абонент нет? Сами заключили такой договор.
Закрыть