![]() ultra 17 марта 2008 |
Для начала необходимо создать Банк данных об отечественных наилучших существующих технологиях, а то все ринуться закупать иностранные установки и импортное очистное оборудование. ![]() И вообще, целесообразно установить переходный период, во время которого разработать правовую и нормативную базу об НСТ, прежде чем принимать закон по плате за негативное воздействие на окружающую среду. ![]() |
Mebel 17 марта 2008 |
Мне кажется ничего из этого не выйдет, во-первых для создания банка данных понадобятся специалисты-экологи, разбирающиеся в технологии, а их среди людей подготавливающих нормативные акты к сожалению нет. А во-вторых возможность не платить существовало у предприятий и раньше только реализовать его на деле нереально. |
johnbob 18 марта 2008 |
Для начала надо прийти к упрощению раз в 10 в цепочке природопользователь-государство. ![]() |
ad-82 18 марта 2008 |
абсолютно согласен со всеми, но ситуацию с платежами надо упрощать, например в Узбекистане деффиринцированный подход к плательщикам: от объема плановых платежей зависит количество фактической отчетности. это разгрузило-бы и предприятия и РТН |
Mebel 18 марта 2008 |
Каждый год правительство говорит о необходимости сокращения бюрократических проволочек, а само утверждает документы увеличивающие количество согласований. Сейчас в нашей стране как в армии жить по уставу (закону) сложнее чем с дедовщиной (коррупцией). |
johnbob 20 марта 2008 |
Mebel, те же лица которые кормятся прямым образом легализуют "лапы" ![]() |
![]() ultra 23 марта 2008 |
Mebel писал(а) Мне кажется ничего из этого не выйдет, во-первых для создания банка данных понадобятся специалисты-экологи, разбирающиеся в технологии, а их среди людей подготавливающих нормативные акты к сожалению нет. А во-вторых возможность не платить существовало у предприятий и раньше только реализовать его на деле нереально. С НСТ необходимо разбираться. В проекте федерального закона N 216152-3 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» ссылка термин НСТ раскрывается следующим образом: наилучшая существующая технология (НСТ) - технология производства продукции и услуг, внесенная в государственный реестр НСТ, при реализации которой достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду, и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. У В.Е. Зиберова, председателя Наблюдательного Совета Экологического фонда «Вода Евразии», по этому поводу есть статья. ------------------------------------------------------------------------------ Когда в России появится «наилучшая существующая(доступная) технология»? Речь идёт не о технологии какого либо производства или хозяйственной деятельности, а о правовом, юридическом определении понятия этого термина, который в последнее время используется достаточно часто, в законодательных актах, технических регламентах, в нормативно правовых актах субъектов Российской Федерации и др. Причём в различных документах этот термин истолковывается по разному, так, как это понимают авторы, а иногда с целью корпоративной выгоды. Понятие «наилучшая существующая технология» (далее НСТ), впервые в российском законодательстве, ввёл федеральный закон от 10.07.02г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и дал ему следующее юридическое определение: «технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учётом экономических и социальных факторов». Такое определение не даёт чёткого понятия о какой технологии идёт речь: «направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду», «имеющая установленный срок практического применения», «наилучшая существующая». Широкое поле для толкования. В содержательном плане понятие «наилучшая существующая технология» представляется не вполне корректным. Наилучшая технология может существовать теоретически или не иметь аппаратурного оформления, не апробирована на практике, может оказаться недоступной в виду её высокой стоимости или отсутствия на рынке. В соответствии с упомянутым законом: - «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23) устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников (п. 1) …….. исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов». « Технологические нормативы (п.2) устанавливаются ……. на основе использования НСТ с учётом экономических и социальных факторов». - «Нормирование в области охраны окружающей среды (ст. 19. п. 3) осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации». Итак, нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, соблюдение которых обеспечивает нормативы качества окружающей среды. Однако за истекшие семь лет, с момента ввода в действие закона «Об охране окружающей среды», Правительство Российской Федерации не установило порядок нормирования в области охраны окружающей среды, как это было поручено ст. 19. п. 3 Закона, с учётом требований к разработке этих нормативов (ст. 20): проведения НИР, экспертизы, опубликования, утверждения и, что очень важно, «оценки и прогнозирования экологических социальных, экономических последствий применения нормативов». Что – же получается: нормативов качества окружающей среды нет (требование установленные, ещё до принятия рассматриваемого закона, для атмосферного воздуха в районе музея – заповедника «Ясная Поляна» в счёт не идут), следовательно, нет и нормативов допустимой антропогенной нагрузки (попытка разработки ПДВВ успехом не увенчалась). Следовательно, для установления нормативов допустимых выбросов и сбросов остаётся только одна возможность – использовать технологические нормативы (ст. 23. п. 1). И здесь круг замыкается «технологические нормативы устанавливаются на основе использования НСТ…» (ст.23. п.2), а что это такое и как это нужно использовать, Правительством Российской Федерации не установлено. Следуя букве закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого сброса и выбросов в настоящее время не установлены. В таком случае, что контролируют и за чем надзирают специалисты Роспотребнадзора и экологического надзора Ростехнадзора, что ежегодно согласовывают природоохранные службы хозяйствующих субъектов? Ответ простой, те временно согласованные или предельно - допустимые нормы сбросов и выбросов, которые были установлены согласно отменённого семь лет назад закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991г. № 2060 - 1. Более того, за соблюдение или не соблюдение этих нормативов предприятия вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая исчисляется согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992г. № 632 и от 12 июня 2003г. № 344, что не соответствует закону «Об окружающей среды» от 10.01.02г. № 7 – ФЗ, ст. 16 пункты 1 и 3 «Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются законодательством Российской Федерации». Обратите внимание, не Правительством РФ, как в случае нормирования (ст. 19), а законами. Президент Российской Федерации ещё в 2004 году поручил срочно разработать закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005г. также отмечена недостаточная эффективность системы экологических платежей и необходимость её серьёзной переработки: «Новая система платежей должна исключить возможность принятия индивидуальных решений по размерам платежей для каждого плательщика и стимулировать переход на современные энергоэффективные технологии производства». А что мы имеем? Минюст РФ 17 июля 2006г. зарегистрировал (№ 8070) приказ Ростехнадзора от 23 мая 2006г. № 459 «Об утверждении формы Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления форм Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду». Однако вернёмся к теме нашего рассмотрения. Потребность в надлежащем правовом закреплении категории «наилучшая существующая (доступная) технология» стала особенно очевидной в связи с необходимостью гармонизации российского законодательства с законодательством международным и начавшейся работой над проектом технического регламента «Об экологической безопасности» и других технических регламентов, в которых устанавливаются экологические требования к объектам технического регулирования. В дальнейшем это понятие рассмотрено в проекте концепции «Экологического кодекса Российской Федерации» и проекте закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Особого внимания заслуживает концепция федерального закона «Экологический кодекс Российской Федерации», в которой детальным образом анализируются существующие в России экологическое законодательство и другие нормативно – правовые акты и, что самое главное, «вводится принцип нормирования допустимых воздействий на окружающую среду на основе соответствия показателям наилучших существующих доступных технологий (НСДТ)». В процессе разработки (февраль 2003г. – март 2005г.) проекта технического регламента «О водоотведении» (внесён в Государственную Думу Федерального собрания РФ) был введён принцип установления требований к отводимым в водные объекты сточным водам на основе наилучших доступных технологий (НДТ). При согласовании проекта технического регламента с Роспотребнадзором и Институтом экологии человека и гигиены окружающей среды им. В.Н. Сысина было высказано пожелание использовать понятие -наилучшая существующая технология. Предложена в Концепции Экологического кодекса формулировка удовлетворяет оба подхода и не противоречит закону «Об охране окружающей среды», поэтому считаю возможным в дальнейшем использовать формулировку наилучшая существующая доступная технология (НСДТ). Принцип нормирования воздействий на окружающую среду на основе НДТ был введён в 1996 году в практику директивой Европейского Союза « О комплексном предотвращении и контроле загрязнения» (96/61ЕS от 24.09.96г.). Целью комплексного подхода к контролю загрязнения было поставлено предотвращение (сокращение) выбросов (сбросов) в атмосферу, водную среду или почву, с учётом возможной реализации отходов, для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды в целом. Прошедшие годы показали высокую эффективность комплексного нормирования допустимых воздействий на окружающую среду, даже в условиях роста промышленной, сельскохозяйственной и иной деятельности, что имело место в странах Евросоюза. Как уже было сказано ранее, при разработке проекта технического регламента «О водоотведении», для установления требований к сточным водам отводимым в водные объекты был использован принцип соответствия этих требований наилучшим доступным технологиям (НДТ). Учитывая, что в Российской Федерации этот принцип детально не разработан и законодательно не закреплён, было принято решение о разработке проекта концепции закона «О наилучших доступных технологиях». Основополагающие моменты, рассмотренные в концепции закона «О наилучших доступных технологиях» следующие: 1. Определение юридического содержания понятия «наилучшая доступная технология»; 2. Общероссийский классификатор наилучших доступных технологий, порядок использования сведений классификатора; 3. Основные положения системы нормирования с использованием принципа наилучших доступных технологий; 4. Место закона «О наилучших доступных технологиях» в системе действующего законодательства. Рассмотрим эти вопросы более подробно: 1. Все споры вокруг термина ВАТ – наилучшая доступная (или существующая) технология происходят потому, что в законе от 10.01.02г. №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» нет подробного толкования каждого слова этого термина, в то время как в директиве ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнения» это сделано. При этом понятие «технология» рассматривается как совокупность технических процессов, технических решений, способов, методов производства, эксплуатации, вывода из эксплуатации объектов или их отдельных частей. В содержании понятия «наилучшая доступная технология», равно как и при оценке той или иной технологии в качестве наилучшей доступной, должны учитываться экологический, экономический аспекты (критерии), промышленная применимость технологии, т.е. возможность её использования в соответствующих отраслях производственной деятельности, а также наличие технологии на рынке, т.е. возможность её свободного приобретения и внедрения, независимо от страны использования или разработки этой технологии. Экологическими критериями наилучшей доступной технологии являются её возможности по обеспечению комплексного предотвращения (там, где это возможно) и (или) сокращения выбросов (сбросов) зягрязняющих веществ (иных видов негативного воздействия) в атмосферный воздух, водные объекты, иные компоненты окружающей среды, а также сокращения (исключение) образования отходов производства и потребления, снижения энергоёмкости и ресурсоёмкости производственных процессов. Технология будет наилучшей только в том случае, если при её применении обеспечивается охрана окружающей среды в целом, а не охрана отдельных компонентов природной среды за счёт ухудшения или недостаточной охраны других компонентов природной среды. Практически это означает, что высокая степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водный объект, не должна достигаться за счёт увеличения сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или увеличения объёмов образования отходов производства. Экономическим критерием для оценки наилучшей доступной технологии является учёт финансовых возможностей подавляющего большинства субъектов, осуществляющих ту или иную производственную деятельность, по её приобретении, внедрению и использованию. Необходимо сделать оценку затрат и выгод используемой технологии: превышают ли экологические выгоды экономические затраты. Только при совокупном учёте вышеназванных аспектов контроля технологии может быть признана наилучшей доступной. При определении наилучших технологий в промышленно развитых зарубежных странах главным является то, что использование термина «наилучшие доступные технологии» распространяется на те технологические процессы и приёмы, которые прошли промышленную эксплуатацию и природоохранная эффективность которых подтверждена заключением независимых экспертов. Особенно подчёркивается, что переход к использованию «наилучших доступных технологий» не должен понижать экономическую эффективность предприятия. В руководящих документах Агентства по охране окружающей среды США термин best available technology (ВАТ) расширен до термина best available technology economically achievable – «наилучшие доступные экономически достижимые технологии» (см. Drinking Water Glossary, 1994). В процессе реализации федерального закона США «О чистой воде» (Clean Water Act, 1977) использовались и иные «разновидности» принципа ВАТ. Например, в соответствии с требованиями федерального закона США «О чистой воде» (Clean Water Act, 1977) департамент науки и технологии Агентства по охране окружающей среды разработал и опубликовал национальные нормативы сбросов загрязняющих веществ для основных технологических процессов, характерных для различных отраслей промышленности. (ЕРА, s Contaminated Sediment Management Strategy, 1998). В основу национальных нормативов сбросов загрязняющих веществ легли показатели, соответствующие требованиям: ∙ «наилучших доступных экономически достижимых технологий» (Best Available Technology Economically Achievable – ВАТ), ∙ наилучших традиционных технологий (Best Conventional Technology-ВСТ), - наилучших практически достижимых в настоящее время технологий (Best Practicable Control Technology Currently Available –ВРТ), - национальных стандартов сбросов загрязняющих веществ для новых источников загрязнения (New Source Performance Standards –NSPS) и - национальных стандартов для регулирования качества сточных вод, поступающих на муниципальные очистные сооружения (Pretreatment Standards for Existing Sources – PSES). В проекте концепции закона «О наилучших доступных технологиях» принята трактовка, сформированная в директиве ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнения», уточнённая и детализированная с учётом опыта последних десяти лет использования директивы ЕС и требований закона от 27.12.02г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании». 2. В качестве правовой формы систематизации сведений о наилучших доступных технологиях предлагается создать Общероссийский классификатор наилучших доступных технологиях, в рамках которого рассматриваемые технологии будут сгруппированы по основным видам производственной деятельности, оказывающим наибольшее воздействие на состояние окружающей среды. Перечень данных видов деятельности необходимо будет определить в Приложении к Федеральному закону «О наилучших доступных технологиях». Указанный классификатор станет частью системы общероссийских классификаторов технико – экономической и социальной информации, ведение которых предусмотрено ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 –ФЗ «О техническом регулировании». Согласно Закону, классификаторы являются нормативными документами, обязательными к применению в случаях, предусмотренных законодательством. Для организации ведения данного Общероссийского классификатора возможно использовать организационно – правовой механизм, предусмотренный Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико – экономической и социальной информации в социально – экономической области (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677). Функции по ведению Общероссийского классификатора наилучших доступных технологий целесообразно закрепить за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, внеся соответствующие изменения в Положении о Ростехнадзоре (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401) или за Федеральным агентством по науке. Для обеспечения научной обоснованности и объективности, в первую очередь, при установлении экологических критериев (min – max) которые могут быть достигнуты, в процессе ведения Общероссийского классификатора наилучших доступных технологий необходимо сформировать и обеспечить работу Экспертного совета по наилучшим доступным технологиям, в состав которого включается специалисты, обладающие научными и (или) практическими познаниями в сфере наилучших технологий в соответствующей отрасли производственной деятельности. Работать Экспертный совет должен под руководством Министерства природных ресурсов РФ. На основании сведений о наилучших доступных технологиях устанавливаются требования экологической безопасности (уровень выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образовании отходов и иных видов воздействия на окружающую среду) в технических регламентах, осуществляется подтверждение соответствия продукции, процессов её производства, транспортировки, хранения, эксплуатации, утилизации требованиям экологической безопасности. Сведения Общероссийского классификатора о наилучших доступных технологиях используются при: выдаче комплексных разрешений на осуществление воздействия на окружающую среду; проведении экологической экспертизы; осуществлении государственного экологического надзора; установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сведения Общероссийского классификатора о наилучших доступных технологиях составляют государственный информационный ресурс, являются открытыми и предоставляются всем заинтересованным лицам в установленном порядке. 3. Основные положения системы нормирования с использованием принципа наилучших доступных технологий. Как было сказано в предыдущем разделе - сведения Общероссийского классификатора наилучших доступных технологий используются при выдаче комплексных разрешений на осуществление воздействий на окружающую среду. Это ключевой момент. Наилучшая доступная технология – это не цель, а инструмент нормирования воздействий на окружающую среду. В директиве ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» этот принцип заложен в самом определении: «под лучшими из имеющихся технологий понимается наиболее эффективная и передовая стадия в развитии производственной деятельности и методах эксплуатации объектов, которые указывают на практическую пригодность определённых технологий для создания основы для определения предельных величин выбросов, предназначенных для предотвращения или, если оно практически невозможно, сокращения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом». Никакая технология не может быть рекомендована или навязана хозяйствующему субъекту, он вправе использовать любую из имеющихся технологий, но при этом должен обеспечить соблюдение таких экологических требований, которые могут быть достигнуты при использовании наилучших из имеющихся технологий. Эти экономические требования являются комплексными и призваны обеспечить минимально возможное воздействие объекта на окружающую среду в целом. Такой принцип нормирования коренным образом отличается от существующего в Российской Федерации в настоящее время. Система нормирования, установленная законодательством Российской Федерации является уникальной, нигде в мире больше не применяющейся. Вот как характеризуется наша система нормирования в Концепции закона «Экологический кодекс Российской Федерации»: «Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в целом характеризуется: - недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты общественных и государственных экологических интересов, как важнейшего вида охраняемых правом интересов; - наличием внутренних противоречий, пробелов и разночтений; - отсутствием норм, способствующих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - наличием межотраслевых противоречий, требующих согласования с гражданским, ресурсным, административным и иным законодательством РФ; - отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений. Необходим системный подход к регулированию отношений в области охраны окружающей среды, соответствующий современному этапу социально – экономического развития, а также международным принципам экологической политики». К сказанному следует добавить, что существующая идеология установления ПДВ/ПДС является формальной процедурой, не способствующей действенному управлению охраной окружающей среды. Установливаемые нормативы зачастую не обоснованы экологически и не достижимы технологически. Динамика изменений выбросов, сбросов, образования отходов ни в малейшей степени не связана с нормированием в существующей форме. Все вышеперечисленные проблемы в правовом регулировании создают предпосылки как для злоупотребления со стороны недобросовестных природопользователей, так и для предъявления необоснованных требований со стороны государственных органов. Создаются условия для конфликтных ситуаций. Специалисты занимающиеся вопросами охраны окружающей среды в научно исследовательских организациях, органах государственного управления и на предприятиях природопользователях давно пришли к выводу о необходимости реформирования существующей системы нормирования воздействий на окружающую среду. Попытки решить эту проблему пока не увенчались успехом. С 2003 года разрабатывалась методика расчёта ПДВВ, но так и не была утверждена, а норматив допустимого воздействия, предусмотренный введённым в действие с 1 января 2007 года новым Водным кодексом РФ, и постановление Правительства РФ от 30.12.06г. № 881 поставили в тупик всю систему управления качеством вод, сделав всех водопользователей нарушителями природоохранного законодательства. Упоминавшаяся ранее Концепция Федерального закона «Экологический кодекс Российской Федерации», разработанная под руководством Минприроды РФ, предусматривает введение принципа нормирования допустимых воздействий на основе соответствия показателям наилучших существующих доступных технологий и принцип декларирования негативного воздействия. Нужно – ли ждать принятия «Экологического кодекса», чтобы реформировать систему нормирования воздействий на окружающую среду? Нет не нужно. Закон «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды установил (статья 3) «Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которые можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учётом экономических и социальных факторов». То есть принцип нормирования воздействий на основе наилучших существующих технологий мы должны были внедрять начиная с 2002 года. Уже потеряли пять лет. Потеряли по вине Правительства РФ ибо «Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации» (статья 19, пункт 3 закона). Учитывая, что существующая система нормирования себя изжила, а в части водопользования юридически отменена, единственно правильным выходом из создавшейся ситуации является переход на систему нормирования на основе принципа наилучших доступных технологий с выдачей природопользователям комплексных разрешений. Такая система хорошо сочетается с реформой технического регулирования и теми изменениями, которые внесены в законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» федеральным законом от 03.06.06г. № 232 – ФЗ. Общепринятая оценка износа основных производственных фондов на большинстве предприятий России составляющая 60-80% свидетельствует, что вопросы модернизации и реконструкции являются их ближайшей задачей. Сейчас самое главное, не опоздать. Внедрение новой системы нормирования и выдачи комплексных разрешений на природопользование задача не простая, но вполне решимая в ближайшее время, если мы будем учитывать богатый международный опыт, в том числе десятилетний опыт Европейского союза. Только не надо делать вид, что мы умнее всех. 4. Внедрение в практику нормирования воздействий на окружающую среду на основе принципа наилучших доступных технологий возможно при условии внесения необходимых изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» или принятии специального федерального закона «О наилучших доступных технологиях», проект концепции которого был разработан в рамках Проекта «Реформирование водного законодательства Российской Федерации» (2005 год). Закон должен определить соотношение правового механизма применения наилучших доступных технологий с ныне существующими мерами правового регулирования в сфере охраны окружающей среды: нормированием воздействий на окружающую среду, экологической экспертизой, выдачей разрешений на осуществление воздействий, экологическим надзором (контролем), платой за негативное воздействие на окружающую среду. Создание такого организационно правового механизма позволит осуществить переход от ныне действующего механизма ведомственного, индивидуального нормирования воздействий к комплексному нормированию и контролю воздействий на окружающую среду, на основе наилучших доступных технологий. Председатель Наблюдательного Совета Экологического фонда «Вода Евразии» В.Е. Зиберов ------------------------------------------------------------------------------ |